Александрия, 11 мая 2008. Второй день продолжается международная конференция по оценке изменения климата и развития. Мероприятие организованное Глобальным Экологическим Фондом совместно с Библиотекой Александрии собрало 150 специалистов оценщиков, консультантов и сотрудников ГЭФ, агентств и банков развития, академических структур и общественных организаций из более 20 стран мира, чтобы обсудить подходы и проблемы существующих ныне способов и инструментов оценки проектов, программ и политик.
Вопрос состоит даже не в том насколько устарели ныне существующие подходы к оценке проектов и политик, как в том насколько могут быть эффективны эти методы при оценке проектов связанных с изменением климата? А ведь сюда входят проекты связанные с энергетикой, транспортом, биоразнообразием, да и вообще любые социально и экологически значимые предприятия. Практика показывает, что в принципе хвалиться нечем.
Тем более остро, эта проблема вырисовывается, когда обнаруживаешь, что даже простой ежегодный просчет выбросов карбона для каждой страны становится уже большим достижением, и только развитые страны могут позволить себе ставить дорогостоящее оборудование и нанимать специалистов для этой работы. Что же тогда говорить о других механизмах Киотского протокола, где сроки получения возможной выгоды от проектов превышают пусть даже 30 лет? Если ещё принять во внимание, что к следующему протоколу, который должен быть разработан и вступить в силу в 2013 году, такие адекватные методы должны уже быть разработаны и апробированы, то актуальность темы значительно возрастает.
Из презентаций докладчиков становится ясно, что существующие подходы оценки, применяющиеся международными банками и агентствами развития, насколько бы хорошо и глубоко они не были разработаны, несовершенны и особенно не улучшают проекты развития связанные с окружающей средой. Под окружающей средой имею ввиду её социальную, физическую и биологическую составляющие. И дело не только в методах оценки. Предпочтение в проектах развития всегда отдается экономическим вопросам и анализам. Получение прибыли становится самоцелью и приводит к непредсказуемым социальным и экологическим последствиям. Достаточно вспомнить сокрушающие ураганы, непросветную быстро разрастающуюся бедность и всемирный рост цен на все что угодно. От сюда следуют и конфликты на почве ресурсов и социальное недовольство бедных богатыми.
Возможно здесь и следует искать ответы. Если в проектах развития еще на стадии разработки, ставить на первое место социальные и экологические вопросы, всё встанет на свои места. Не знаю, понимают ли это сотрудники банков? Остается надеяться на то, что именно попытка поиска новых идей и возможных путей развития методов работы агентств и банков развития, наряду с методами её оценки стала главной целью организаторов этой конференции, несмотря на расходы связанные с ней.
С.Ворсин